Классификация и применяемость моторного масла

Качество моторных масел определяется составом присадок, которые, в соответствии с их функциями, подразделяются на:

  • повышающие индекс вязкости;
  • снижающие температуру застывания;
  • замедляющие окисление и коррозию;
  • моющие;
  • обеспечивающие смазочную способность при высоких контактных напряжениях;
  • модификаторы трения;
  • противопенные.

Моторные масла рассчитаны на работу в условиях тепловых и механических нагрузок, действующих в двигателях внутреннего сгорания.

Существует несколько классификаций моторных масел. Основные из них в обязательном порядке указываются изготовителями на своей продукции, по этим спецификациям и определяется качество и применяемость моторного масла.

Классификация моторного масла по вязкости

Общество автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного моторного масла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Существует три категории вязкостных характеристик моторных масел по SAE: зимнее, летнее и всесезонное. В наших регионах используется как правило, всесезонные масла.

Пример - 5W 40 - где первая цифра с буквой W (winter - зима) обозначает коэффициент вязкости масла при низкой температуре, вторая цифра коэффициент вязкости масла при высокой температуре.

Класс вязкости по SAE Наибольшая кинематическая вязкость при холодном запуске двигателя мПа•с при температуре, °С Наименьшая температура прокачиваемости масла в двигателе, °С Кинематическая вязкость при температуре 100 °С
Мин. Макс.
0 W 3250/-30 -35 3,8 -
5 W 3500/-25 -30 3,8 -
10 W 3500/-20 -25 4,1 -
15 W 3500/-15 -20 5,6 -
20 W 4500/-10 -15 5,6 -
25 W 6000/-5 -10 9,3 -
20 - - 5,6 9,3
30 - - 9,3 12,5
40 - - 12,5 16,3
50 - - 16,3 21,9
60 - - 21,9 26,1

 

Простыми словами при холодном пуске двигателя  густое масло создаёт дополнительную нагрузку стартеру, плохо поступает к смазывающимся деталям, что приводит к их повышенному износу.

Классификацию масла  по вязкости нужно подбирать в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

Классификация по функциональным свойствам

Разработана API (American Petroleum Institute)

Классификация моторных масел API разделена на 2 группы:

Моторные масла для дизельных двигателей (классы CC, CD, CE, CF, CG, CH, CL, CJ)

Моторные масла для бензиновых двигателей (классы SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM)

CC (устаревшая)

CD (устаревшая)

CE (устаревшая)

CF (действующая). Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели, работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников. Заменяет масла категории АРI CD в более старых двигателях.

CF-2 (действующая). Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксовывание) поршневых колец. Заменяет масла категории АРI CD-II  в более старых моделях.

CF-4 (действующая). Категория введена в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на мощных магистральных тягачах. Отвечают всем требованиям качества категории АРI СЕ и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. При согласовании с требованиями категории АРI SG (АРI CF-4/SG), могут быть применены для бензиновых двигателей легковых и малых грузовых автомобилей. Отвечают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов. Заменяет масла категории АРI СЕ в более старых двигателях.

CG-4 (действующая). Категория представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пеноо6разование, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требованиям стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 года). Заменяет масла категорий АРI CD, АРI СЕ и АРI CF-4. Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.

CH-4 (действующая). Проектное название АРI РС-7. Категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных двигателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории АРI CG-4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществам в странах, в которых распространены высокосернистые топлива (Южная Америка, Азия, Африка). Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара. Заменяют масла категорий АРI CD, АРI СЕ, АРI CF·4 и АРI CG-4.

CL-4 (действующая). Эта категория введена в действие в 2002 году в связи с новыми экологическими требованиями, которые сформулированы Американским агентством по охране окружающей среды (ЕРА). Основным способом удовлетворения этих требований является система рециркуляции отработанных газов (EGR - exhaust gas recirculation). Для этого требуются изменение конструкции двигателей и придание новых эксплуатационных свойств моторным маслам. Одновременно прогнозируется повышение удельных мощностей двигателей. Основные отличия работы моторного масла в условиях рециркуляции выхлопных газов и повышенной удельной мощности:

  • тенденция к образованию сильных кислот;
  • повышенное образование сажи и, в связи с этим, сгущение масла и повышенный износ деталей двигателя;
  • более высокотемпературный режим работы двигателя и масла. Для оценки повышенных эксплуатационных свойств, вводятся новые моторные испытания на стендовых двигателях с рециркуляцией выхлопных газов:
  • Cat 1Q,
  • MackT-10,
  • Cummins М-11.

CL-4 PLUS (действующая). Является дополнительной категорией, которая была введена в 2004 г. Категория разработана, чтобы отвечать последним спецификациям производителей оригинального оборудования, таких как Саtегрillаг ECF-1, Mack Eo-N Premium Plus 03, и Cummins 20078 с ограничением минимального значения щелочного числа (TBN). Масла данной хатегории проходят повышенных контроль по сажеобразованию, а также вязкостному контролю, контролю за отложениями на поршнях и их чистоте. Отличаются стабильностью к сдвигу по сравнению с маслами категории АРI CI-4.

CJ-4 (действующая). Разработана для тяжелонагруженных двигателей, лицензированная С октября 2006. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.

Новая классификация вмещает требования более ранних категорий АРI CI-4 PlUS, CI-4, но несет значительные изменения требования в ответ на потребности новых двигателей, которые отвечают новым экологическим стандартам 2007 и более поздних моделей.

SE (устаревшая)     

SF (устаревшая)     

SG (устаревшая)    

SH (устаревшая)    

SJ (действующая). Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения АРI SJ/EC.

SL - (действующая)   Новая спецификация АРI SL для бензиновых двигателей является лицензионной категорией с 1 июля 2001 г. Появление этой категории обеспечило улучшение качества по нескольким ключевым параметрам по сравнению со спецификацией АРI SJ: -Улучшение экономии топлива и сохранение более низкого уровня потребления топлива на период использования (степени GF-З).

  • Более низкий уровень токсичности выхлопов.
  • Защита систем контроля и нейтрализации выхлопов.
  • Более совершенная защита от высокотемпературных отложений.
  • Более совершенная защита от износа.

SM (действующая). Категория введена в 2004 г. Моторные масла категории АРI SM предназначены для бензиновых двигателей и по сравнению с продуктами класса SL обладают повышенной стойкостью к окислению, лучшей защитой от отложений и износа, оптимизированными низкотемпературными свойствами, увеличенным интервалом замены и сохраняют стабильность вышеперечисленных характеристик на протяжении более длительного срока эксплуатации. Масла этой категории преимущественно соответствуют последней спецификации ILSAC и являются энергос6ерегающими (Energy Conserving).

Категория SM рекомендуется для всех автомобильных двигателей, используемых в настоящее время. Поэтому если инструкция производителя предписывает использование масла, соответствующего по АРI категории SJ или SL, то использование масла категории SM будет полностью удовлетворять предъявляемым требованиям и дополнительно уменьшит потребление топлива.

Классификация по функциональным свойствам ACEA

На сегодняшний день, членами ACEA являются следующие производители автомобилей: Daimler-Crysler - Mercedes-Benz, BMW, VolksWagen-Audi, Porshe, Volvo, Rolls-Royce, Rover, Ford-Europe, GM-Europe, Renault, SAAB-Scania, Fiat, RVI, Iveco, MAN, DAF.

Разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA) с учетом требований современных европейских автомобилей и условий их эксплуатации. В последней редакции ACEA (2004г.) автомасла поделены на три категории:

А/В - моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.

С – новый класс - автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.

Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса.

Требования к  моторным маслам  автопроизводителей

Ряд производителей автомобилей разрабатывают свои собственные требования к маслам, оценивая их качество на собственных двигателях. Только при эксплуатации двигателя с маслом, которое отвечает этим спецификациям, они принимают на себя полную гарантию производителя. Для этой цели автопроизводители вводят списки, в которые включены все проверенные и апробированные ими масла. К ним относятся: Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, GM, Renault ,Ford, Fiat ...

Производители масел стремятся получить допуски соответствующих автопроизводителей, что повышает престиж их торговых марок.