Причины и устранения увеличенного расхода моторного масла или "Почему двигатель "ест-жрет" масло ? "

 

Рекомендуемый интервал замены моторного масла 10-15тыс.км, идеальный расход моторного масла за этот период считается в пределах  ≤1л. Расход в количестве 0,2-0,3 на 1000км можно считать нормальным в этом случае нужно учитывать манеру езды. (Спортивная) увиличиная нагрузка на двигатель, высокие обороты такой режим эксплуатации в сравнении с пассивным вождением может увеличить расход моторного масла от 0,3-0,5л на 1000км. При этом происходит самоочищение камеры сгорания, так как в сочетании увеличения нагрузки и повышенных оборотов двигателя увеличивается температура и давление в камере сгорания. Что приводит к продувке, полному выгоранию продуктов сгорания масла и топлива и не даёт возможности образованию нагара.

 Увеличенный расход моторного масла обусловлен в количестве от 0,3л и более на1000км пробега и становится критичным. При этой ситуации, как правило, выхлопные газы имеют характерный синеватый оттенок в результате поступления значительного количества масла в камеру сгорания и в последствии интенсивному образованию нагара на поршнях, тарелках клапанов, электродах свечей зажигания, поверхности камеры сгорания ГБЦ.  Образовавшийся нагар, как правило, является причиной появления калильного зажигания – преждевременное, не контролируемое воспламенение топливовоздушной смеси, что ведет за собой нарушение работы двигателя, ударные нагрузки в связи с резким нарастанием давления в камере сгорания (процесс сходный с детонацией).                                                                                                                      Как правило, основные причины увеличенного расхода моторного масла заключаются в естественном увеличенном износе цилиндра поршневой группы (износ поршневых колец, поршней, эллипсность и конусность цилиндров) и механизма газораспределения (износ маслосъемных колпачков, стержней клапанов и направляющих). В этом случае при замере компрессии (давления в цилиндрах) значения будут завышенными за счет уплотнения компрессионных колец маслом, поступающим в камеру сгорания. Методы устранения могут быть разнообразными, но затраченные средства и время не всегда соотвецтвует полеченному результату. Поэтому очень важно правильно оценить состояние деталей двигателя, чтобы устранить причину.

В подавляющем большинстве случаев для объективной оценки состояния деталей необходима разборка двигателя как минимум снятие головки блока. Это дает измерить величину износа цилиндров и  в зависимости от результата принять решение по восстановлению или замене изношенных деталей цилиндропоршневой группы, а также состояние головки блока и её комплектующих. Существует ошибочное мнение, что в случае использования синтетических моторных масел ведёт за собой увеличенный расход на угар, а также подтеканий уплотнений в сравнении с минеральными маслами. Это связанно с тем, что многие считают синтетические масла менее вязкие, чем минеральные, но как раз на оборот синтетические масла имеют свойства при нагреве сохранять стабильную вязкость тогда как минеральные наоборот теряют свою вязкость при нагреве и застывают при действии низких температур.

На самом деле важно понимать, что вязкость  характеризуется  специальной градацией по классам и не зависит от процесса изготовления основы  масла синтеза или перегонки нефти (синтетики или минералки).

Определение вязкости масла по SAE (Society of Automotive Engineers) общество автомобильных инженеров. В классификации SAE масла разделены на одиннадцать классов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60. Буква W после цифры обозначает пригодность масла к эксплуатации в зимних условиях (англ. Winter – зима). Таким образом, масла подразделяются на зимние, летние и всесезонные. Например, SAE 40 – летнее масло, SAE 10W-40 – всесезонное.

Первое число перед буквой "W" определяет вязкость масла при низкой температуре (прокачиваемость при холодном пуске). Второе число определяет вязкость при рабочей температуре двигателя. Важно ещё раз отметить, что стабильная вязкостная характеристика минеральных масел находится в меньшем диапазоне температур, чем у синтетических. Что и отображено в таблице.

 

-40 -30 -20 -10 0 +60 +120 +130 +140 +150
          SAE 15W-40 mineral               
      SAE 10W-40 semi synthetic        
    SAE 5W-40 Fully synthetic    
    SAE 5W-30  Fully synthetic    
SAE 0W-30  Fully synthetic    
      SAE 10W-60 Fully synthetic SPORT

 Очень важно уточнить, что применять класс вязкости моторного масла нужно строго в соответствии с рекомендациями автопроизводителя для данного двигателя. Например, для двигателей более ранних модификаций спроектированных под применение моторного масла с вязкостью 10W-40 или 5W-40 соответственно при применении новых низковязкостных масел 0W-30, 5W-30,  5W-20 может привести не только к увеличенному расходу, но и интенсивному износу деталей двигателя!